На вечернем аукционе Sotheby’s в Лондоне главным героем стал футурист Джино Северини с результатом в 15 млн фунтов стерлингов. Вокруг Клода Моне ажиотажа на сей раз не наблюдалось.
Обычно интрига всех торгов закручивается вокруг соперничества между основными конкурентами — аукционными домами Christie’s и Sotheby’s. Логично было бы предположить, что и нынешняя неделя продаж, посвященная работам импрессионистов и модернистов, пройдет под знаком острого соперничества. Но уже по предварительным каталогам становилось понятно, что этот раунд наверняка выиграют аукционисты с Кинг-стрит.
На вечерних торгах у Christie’s и лотов было представлено побольше, и ценовые прогнозы выглядели пооптимистичнее.
А после того, как за «Пруд с кувшинками» Клода Моне выложили 41 млн фунтов, соперники остались вообще без шансов на победу.
Ответить на такой аргумент людям с Нью-Бонд-стрит оказалось просто нечем. Их альтернативный Клод Моне на рекорд не тянул. Картина «Пляж в Трувилле» хоть и относится к раннему периоду творчества художника, однако ажиотажного спроса не вызвала. Ее продали за 7,7 млн фунтов — совсем близко к нижней границе эстимейта (предварительной оценки).
Лидером же этого аукциона стало полотно итальянца Джино Северини «Танцовщица», исполненное в лучших традициях футуризма (нечто подобное сейчас можно видеть на выставке в Пушкинском музее). Впрочем, вырученные за него 15 млн фунтов в раскладе ничего не изменили.
Sotheby’s уступил сопернику с общим счетом 102:144.
Разумеется, речь о миллионах британских фунтов.
Спортивная терминология в подобных случаях применима, конечно, с большой долей условности. В арт-бизнесе в отличие от футбола никто не проводит чемпионатов, так что реальные успехи или неудачи видны только в годовых отчетах.
Вполне вероятно, что Sotheby’s просто делал ставку не на эти торги, а на какие-нибудь следующие. Достаточно сказать, что значительную часть их репертуара составляли произведения из коллекции норвежца Хаакена Кристенсена. Это собрание будут продавать по частям до конца года, так что здесь вполне возможна некая хитроумная тактика. К тому же если посчитать совокупную выручку каждого из аукционных домов по всем позициям нынешней недели, то разрыв может оказаться не столь уж значительным.
Но в рекламном смысле победа Christie’s несомненна.
Зато вечерние торги на Нью-Бонд-стрит продемонстрировали крайне высокий уровень «сбыта»: владельцев обрели 90% всех лотов, выставленных на торги. Кроме упомянутых Джино Северини и Клода Моне кассу на аукционе сделали и другие проверенные фигуранты. Вполне удачно, хотя и без претензий на рекорды, продавались работы Пабло Пикассо и Альберто Джакометти. У первого дороже всего — в 7,8 млн фунтов — оценили «Голову женщины», в которой всяк, досуг имея, узнает сразу же любовницу маэстро Дору Маар. Несколько дешевле, но тоже не задаром ушел «Мушкетер» кисти того же Пикассо. А бронзовые «Три фигуры» Джакометти продали почти за 9,5 миллиона.
Вообще-то, если смотреть на полную статистику реализованного, ощущение провала не возникает ни на минуту. Даже при таком значительном отставании от конкурента Sotheby’s называет нынешние торги самыми успешными для себя на территории Европы.
После короткой передышки состязание возобновится — в смежной дисциплине. Уже через неделю аукционные дома в Лондоне будут конкурировать в категории «Послевоенное и современное искусство».
// Газета.ру