в Петербург приглашает Татьяна Маркина
Семья художников Маковских в особом представлении не нуждается. Благодаря множеству проведенных в последние годы музейных выставок и невиданным аукционным рекордам на произведения отдельных ее членов фамилия Маковских сегодня популярна не меньше, чем сто лет назад. Однако и выставками, и рекордами охвачены лишь блистательный салонный живописец Константин Маковский и его родной брат Владимир Маковский, жанрист и реалист. Выставка в Государственном Русском музее, которая организована при поддержке компании НОВАТЭК, впервые расскажет о Маковских как династии и покажет вклад всех ее членов в разные виды и жанры искусства.
Всего на выставке будет около 200 произведений живописи и графики из разных музеев и частных коллекций. Кураторы постарались показать, с одной стороны, те картины, которые наиболее ясно отражают стиль художников Маковских, а с другой — открывают их с неизвестной стороны.
Никаких тиражных боярышень Константина Маковского, которых этот художник-виртуоз писал с очевидно коммерческими целями. Зато тут будет «Портрет Егора Ивановича Маковского», написанный его сыном, только что начавшим учиться в Петербургской академии художеств. «Тем, что из меня вышло, я считаю обязанным себя не академии, не профессорам, а исключительно моему отцу»,— писал на склоне лет Константин Егорович. «Дети, бегущие от грозы» — пожалуй, не было более популярного в России и СССР полотна Константина Маковского. Гораздо менее известен посмертный «Портрет Александра II». Художник писал эскиз лица императора-освободителя, взорванного террористами, с натуры, с трудом сдерживая слезы. Но на окончательном варианте картины император представлен живым, сидящим в кресле, со своим охотничьим псом у ног. А в авторах полотна Константина Маковского «Алексеич», со старым слугой у самовара, скорее ожидаешь увидеть его брата Владимира Егоровича, жанриста с социально-критическим уклоном.
Кисти Владимира Маковского принадлежит знаменитое, широко использованное в советских учебниках «Свидание» (где крестьянка-мать с жалостью смотрит на отданного в работу сына, впившегося зубами в калач). А звание академика живописи Владимир Маковский получил за «Любителей соловьев» — лирически-печальную сцену с тремя подвыпившими стариками, слушающими соловья в клетке. Братья-художники были прямыми противоположностями по характеру и в жизни (Константин — легкомысленный и любвеобильный, Владимир — серьезный и семейственный), и в живописи (Константин писал прекрасных барышень и античных красоток, Владимир — сценки из крестьянского и разночинского быта). Они не очень ладили друг с другом — не исключено, как считают кураторы выставки, еще и из-за того, что противоположными были их политические взгляды.
Константин Маковский вроде бы был монархистом (его похороны в Петербурге вылились в демонстрацию черносотенцев) и вечно жался давать свои картины на выставки передвижников. А Владимир отличался прямо-таки революционным радикализмом и симпатизировал большевикам. На выставке можно будет увидеть эскиз Владимира Маковского к его полотну «Ходынка», которое долгие годы запрещала царская цензура.
Николай Егорович Маковский, младший брат Константина и Владимира, учился архитектуре, но потом пристрастился к живописи и писал пейзажи и архитектурные виды. Он рано умер, работы его встречаются редко. Одну из самых известных — «У Крутицкого терема в Москве» — можно будет увидеть на выставке. Александра Егоровна Маковская училась живописи у своих старших братьев и писала по большей части виды окрестностей Петербурга.
Следующее поколение в семье Маковских было не менее одаренно, хоть и в других областях искусства. Сергей Константинович был основателем и издателем петербургского журнала «Аполлон», наследовавшего «Миру искусства», был художественным критиком и писал стихи. Художник и скульптор Елена Константиновна работала в стилистике модерна; в России ее творчество почти неизвестно, так как большую часть жизни она провела в Германии. По проектам Константина Владимировича возведено несколько домов в Петербурге. Александр Владимирович, руководивший художественным училищем при АХ, на выставке будет представлен обильно: и своей самой известной работой — портретом императрицы Александры Федоровны 1914 года, в котором чуть заметны влияния модерна, и многочисленными пейзажами. Не забыты внуки Владимира Егоровича — Анна и Наталья посвятили свою жизнь древнерусскому искусству, занимались реставрацией старинных памятников.
Санкт-Петербург, Государственный Русский музей, корпус Бенуа, с 18 декабря до середины марта 2009