Фестиваль современное искусство.
В Красноярском музейном центре началась VIII Красноярская музейная биеннале, тема которой в этом году — «Даль». В старейшей биеннале современного искусства в России, которая с недавних пор проводится при поддержке Фонда Михаила Прохорова, принимают участие сорок художников из России, Австрии, Германии, Голландии, Великобритании и Кореи. Из Красноярска — АННА Ъ-ТОЛСТОВА.
Как шутят в Сибири, 14 лет — не срок, но по отечественным меркам возраст Красноярской музейной биеннале — мафусаилов. Первая в России биеннале современного искусства проводится в последнем в СССР музее вождя мирового пролетариата: достроенный в разгар перестройки 13-й филиал Центрального музея В. И. Ленина не сгинул, подобно остальным двенадцати, а преобразовался в Красноярский музейный центр и занялся выставками и фестивалями. Пилотная биеннале 1995 года была форумом музейных проектов, но с большой параллельной программой современного искусства. Постепенно оно перетянуло биеннале на себя, хотя музейный компонент сохранился по сей день. На этот раз музейщики, например, участвовали в составлении «Словаря дали», инсталляции-кроссворда, каждое «слово» в которой — экспонат сибирских музеев от Дудинки до Улан-Удэ, подходящий к биеннальской теме.
На одном из красногранитных фасадов бывшего музея Ленина красуется афиша биеннале работы именитого дизайнера Владимира Чайки: тающие в облаках буквы «д», «а», «л», «ь». На другом — надпись «даль», набранная шрифтом Брайля из огромных выпуклых зеркал, отражающих небесную бесконечность,— это проект идеолога «бумажной архитектуры» Юрия Аввакумова. Ироничные красноярские студенты-архитекторы ответили московскому мэтру на языке глухих, разрисовав ступени спускающейся от главного входа к Енисею лестницы граффити, изображающими слово «даль» жестами. Для молодежи здесь устраивали летнюю школу, а в Музее-усадьбе Василия Сурикова выставили лучшие плоды просвещения — вроде гипсовых тапочек «Наследников» на пороге родовой суриковской избы работы юных красноярцев Ивана Герасимова и Лидии Петренко.
В этом году современное искусство вообще вышло далеко за пределы Красноярского музейного центра, так как пропаганда public art (искусства для общественных пространств) в городе, заставленном нелепыми фонтанами, памятниками и прочими образчиками чиновничьего благоустройства, одна из задач биеннале. Часть художников — Хаим Сокол, Анна Желудь, Александр Константинов, Владимир Селезнев — преобразовала своими объектами территорию вокруг музея, часть выдвинулась в город. Голландка Марьян Тиювен, наследница «анархитектора» Гордона Матта-Кларка, превратила идущий под снос деревянный дом в центре Красноярска в этакий колодец времени (Гран-при биеннале). А москвич Леонид Тишков, в течение месяца собиравший у красноярцев старое постельное белье, соорудил на острове Татышев лабиринт «Белых пятен памяти» из развешенных на веревках простыней — инсталляцию целиком украли через день после открытия, что вполне можно считать призом зрительских симпатий. Лучшим же public-art-проектом признали передвижную галерею «Белый Куб»: White Cube с фотографиями и комиксами новосибирских художников помещается в кузове ЗИЛ-130, на котором выпускник Суриковки австриец Лукас Пуш и бывший «синий нос» новосибирец Константин Скотников пропахали всю Сибирь до Монголии и прибыли в Красноярск, измерив даль колесами и почувствовав себя новыми Гогенами.
Та же атмосфера веселой бесшабашности (чего только стоит объект «Зеркало» екатеринбургской группы «Куда бегут собаки» — старинное трюмо на колесиках, преследующее посетителей) не мешает основной выставке быть продуктом тщательного отбора бессменного куратора биеннале Сергея Ковалевского, который умудряется залучить в Красноярск лучших столичных художников. Здесь не гонятся за премьерами. Не важно, что «Геопоэтику» Юрия Лейдермана, «Контакт» группы ABC, «Оборону» группы «Синий суп» и «Терриконовую долину» Ильи Гапонова и Кирилла Котешова уже где-то показывали. Или что инсталляции «Зыбкость присутствия» петербуржца Виталия Пушницкого (панорама горных далей, полученная из теней, которые отбрасывают на стену неровные куски мрамора) и «Во сне» красноярца Виктора Сачивко (темная комната с длиннющей кроватью, населенной флуоресцентными персонажами какого-то сказочно-футуристического бреда) сделаны специально для биеннале. Важен художественный уровень и важно вписаться во вроде бы достаточно свободную тему «Даль» так же удачно, как вписался в ленинскую экспозицию со своим философско-автобиографическим проектом «Неоспоримые призраки» Андрей Кузькин (специальный диплом), стоически просидевший весь вернисаж в одной из витрин под портретом Ильича этакой восковой персоной. И хотя в кураторском манифесте сказано, что Сибирь и есть синоним дали, Красноярск благодаря биеннале никак не назовешь культурным захолустьем. Тем, кто в 1995-м затевал этот проект, не откажешь в дальновидности.