В истории изобразительного искусства насчитываются десятки случаев, когда произведения известных мастеров были уничтожены или сильно пострадали из-за небрежного к ним отношения. После того как самый ценный экспонат выставки Трейси Эмин в Королевской академии художеств случайно был разбит вдребезги, британская газета The Independent решила собрать воедино сведения о подобных случаях. Издание приводит 12 самых значительных потерь мира искусства (полный текст на сайте InoPressa.ru).
Эскиз к «Окруженным островам», Кристо и Жанна-Клод
Болгарский художник Кристо и его соавтор и жена Жанна-Клод прославились своеобразной инсталляцией, окружив полипропиленом 11 островов у побережья Майами. Один из подготовительных эскизов этой работы пострадал во время транспортировки: автопогрузчик проехал прямо через произведение. Теперь рисунок хранится в офисе лондонской страховой компании Axa Art, поскольку Кристо предпочитает не продавать поврежденные работы.
«Сон», Пикассо
В 2006 году магнат Стив Уинн, владелец казино в Лас-Вегасе, договорился продать принадлежавшую ему картину Пикассо «Сон» за 74 млн фунтов. Однако, оступившись, случайно повредил шедевр, прорвав в нем дыру. В результате миллиардер решил отказаться от сделки по продаже картины и после реставрации не расставаться с полотном.
«Барельеф без названия», Крейг Кауфманн
В 2006 году накануне вернисажа, посвященного открытию в парижском Центре Помпиду выставки «Лос-Анджелес 1955-1985: рождение художественной столицы» со стены свалилась 8-футовая балка из полиэстеровой смолы – работа Питера Александера. Та же судьба постигла «Барельеф без названия» Крейга Кауфмана, уцелевший в трех землетрясениях в Лос-Анджелесе.
Ваза империи Цин
В результате падения с лестницы одного из посетителей кембриджского Музея Фитцуильяма было разбито несколько китайских ваз, возраст которых составлял около 300 лет. Фарфор династии Цин, правившей в XVII веке, был одним из ценнейших экспонатов музея. Реставрация ваз продлилась полгода. Посетителя арестовали, но затем освободили без предъявления обвинений.
«Воссоздание первой публичной демонстрации саморазрушающегося искусства», Густав Метцгер
Пластиковый пакет с каким-то бумажным сором, в 2004 году выброшенный на помойку в галерее Tate, оказался частью копии произведения 1960 года, которая олицетворяла «конечность существования» искусства. По иронии судьбы Метцгер был основоположником художественного «Саморазрушающегося» движения.
«Дом», Рейчел Уайтред
Осенью 1993 года Уайтред изготовила из бетона скульптуру, изображающую викторианский жилой дом, и установила ее в Восточном Лондоне. Это произведение было удостоено премии Тернера. А издание The Independent назвало его «одной из самых поразительных и оригинальных по замыслу скульптур, созданных в Англии». Однако год спустя муниципальный совет уничтожил произведение, поскольку вся улица была предусмотрена под снос.
«Раскрась по номерам», Дэмиен Херст
Для вернисажа своей выставки «Раскрась по номерам» в 2001 году Херст создал инсталляцию из пустых пивных бутылок, переполненных окурками пепельниц и банок с краской. Тем самым он хотел воссоздать богемный интерьер мастерской художника. После вернисажа уборщицы, чистившие помещение, выкинули произведение в мусорный контейнер, откуда впоследствии и было извлечено. Херст нашел случившееся «крайне забавным».
Фрески в Падуе, Андреа Мантенья
В 1944 году союзная коалиция бомбила Италию с целью уничтожения промышленных центров. Возвращаясь на базу, некий пилот сбросил бомбы на Падую. Они попали в церковь Дельи Эремитани и уничтожили фрески XV века.
Венера Милосская
Фигура Венеры занимает почетное место в парижском Лувре. Некий греческий крестьянин нашел ее в 1820 году на острове Милос. На момент обнаружения фигура была разломана на два больших фрагмента. В левой руке богиня держала яблоко. Осознав историческую значимость этой древней скульптуры, офицеры французского военного флота распорядились увезти мраморное изваяние с острова. Когда Венеру тащили по скалам к ожидающему кораблю, между носильщиками произошла драка, и обе руки откололись. Усталые матросы наотрез отказались вернуться и поискать оставшиеся части, поэтому левая рука богини отбита у самого плеча, а правая – на уровне груди.
«Криминальное чтиво», Бэнкси
В апреле прошлого года, спустя несколько месяцев после того, как на аукционе Sotheby’s одна из работ Бэнкси была продана за 102 тыс. фунтов, Лондонское транспортное управление закрасило его фреску «Криминальное чтиво» на Ист-Энде в Лондоне. Это изображение Джона Траволты и Сэмюэла Джексона с бананами в руках сочли обычными граффити.
«Ваза с пятью подсолнухами», Ван Гог
Это полотно, написанное Ван Гогом в 1888 году, входило в цикл «Подсолнухи». В 1920 году «Ваза с пятью подсолнухами» была привезена в Японию, где ее купил Коята Ямамото. Она хранилась в банковском сейфе, где и сгорела в 1945 году во время налета американской авиации.
«Тайная вечеря», Леонардо да Винчи
Свой шедевр «Тайная вечеря» Леонардо написал в Милане в XV веке по сырой штукатурке, разводя краски смесью яичных желтков и уксуса. Всего через несколько лет фреска начала осыпаться, а через полвека была объявлена «непоправимо испорченной». В XVIII веке фреску завесили тканью. Драпировка накапливала на себе влагу и, когда ее сняли, поцарапала и без того уже хрупкий красочный слой. Последняя по времени попытка отреставрировать «Тайную вечерю» отняла 21 год.