15 декабря 2022 года в 12:00 в выставочном зале Иоанновского равелина Петропавловской крепости открывается выставочно-театральный проект «Зимняя сказка», посвященный зимним забавам дореволюционного Петербурга.
Выставка расскажет о том, как праздновали в Петербурге Рождество и Новый год, как готовились к праздникам, какими зимними хлопотами и развлечениями была отмечена жизнь петербуржцев. Напомнит о шумных балах, уличных гуляньях и катальных горах на Неве, катаниях на коньках у Академии художеств и конных бегах по льду Невы, о зимних дорогах, проложенных через застывшую Неву, и лихих поездках на санях по заледенелым каналам.
На выставке представлены уникальные предметы из коллекции Государственного музея истории Санкт-Петербурга: бальные платья и веера, маскарадные костюмы, подарочная товарная упаковка для сладостей и чая, поздравительные открытки, живописные и графические виды заснеженного города и многое другое, что связано с зимними праздниками в Петербурге.
Зима в Петербурге проходила нескучно, и петербуржцы умели использовать ее прелести со вкусом и размахом. Как только снежный покров становился достаточно плотным, на улицах Петербурга появлялись двуколки, коляски на полозьях, и, конечно же, легендарная русская тройка. По Невскому проносились сани с дамами в роскошных шубах в сопровождении кавалеров. На выставке можно увидеть городские пейзажи XIX века, запечатлевшие зимние улицы Петербурга, извозчиков, катание на санях, в том числе акварели В. С. Садовникова «Проезд императора Николая I по Дворцовой площади» (1843) и «Невский проспект у Аничкова дворца».
С наступлением сумерек на улицах Петербурга появлялись сверкающие санные поезда с разноцветными фонариками. Знатная публика спешила в театры и на балы. О светских увеселениях Северной столицы в период зимних праздников на выставке расскажут подлинные предметы конца XIX – начала XX в.: бальное платье, зимнее пальто и муфта, веера и дамские сумочки, атласные записные книжки, декоративные цветы и картинки из модных журналов.
Как только на Неве вставал лед, она превращалась в главный проспект города. На месте Дворцового моста устанавливались так называемые ледяные горы. Их высота была около 25 метров – скат с такой горы порой достигал сотни метров. Скатиться можно было на санках, коньках, а порой и обычной доске. Под горами кипела праздничная жизнь – устраивались балаганы, запускались фейерверки, продавались угощения. Горы, как правило, сооружали уже в начале декабря, открыты они были по воскресеньям, а на святочной и масленой неделях – ежедневно. Посетители выставки увидят изображения XVIII–XIX веков, запечатлевшие ледяные горы и балаганы на Неве у Смольного монастыря, на Английской набережной и на Адмиралтейской площади.
Лед на Неве был настолько крепким, что перед стрелкой Васильевского острова создавали ипподром, где проходили гонки на тройках. Поперек реки сооружалось беговое поле со сколоченной из досок дорожкой, которая образовывала вытянутый эллипс. Вокруг неё строились трибуны для зрителей, которые обычно заполнялись привилегированными лицами и членами их семей. Лошади, запряженные в сани, должны были бежать только рысью, если рысак более шести раз сбивался на галоп, он выбывал из состязания. Победителей же ждали богатые призы. На выставке представлена литография А. Н. Авнатамова и Н. К. Брезе по рисунку И. И. Шарлеманя «Бег на императорский приз рысистых лошадей на реке Неве в С. Петербурге в сторону Зимнего дворца» (1859).
О детских радостях в ожидании Рождества и развлечениях на святочной неделе расскажут старинные поздравительные открытки, красочные упаковки от карамели, конфет монпансье и других сладостей, а также домашний кукольный «Театр Гиньоль» (1867). В XIX веке кукольные театры во Франции стали называть по имени их главного комедийного героя Гиньоля, аналога русского Петрушки. Подобные домашние кукольные театры пользовались большой популярностью и в России.
Посетители выставки тоже станут зрителями театрализованной постановки. Несколько раз в неделю на выставке будут оживать декорации спектакля «Зимний ветер». Сказка, навеянная мирами А. Погорельского и В. Ф. Одоевского, Э.-Т.-А. Гофмана и П. И. Чайковского, перенесет в детские воспоминания о снегопаде, горках и коньках, походе с мамой на «Щелкунчика», рождественском сочельнике в кругу семьи, мандаринах и книгах с картинками. Главный персонаж спектакля — «зимний ветер» — прилетел из Голландии во времена Петра Великого, а потому предпочитает старинные костюмы, лед, простор, коньки, торжества и фейерверки. Зимний ветер помогает мальчику Алеше, который не уехал на праздники домой к родителям и остался в пансионе под надзором строгого учителя. Как сложится его история дальше, можно будет узнать, придя на спектакль.