В залах Московского дома фотографии в Манеже открылась выставка «Изабель Юппер. Женщина с множеством лиц». Экспозиция снимков французской актрисы в Москве приурочена к кинофестивалю — ММКФ показывает ретроспективу фильмов Изабель Юппер.
К Изабель Юппер, сыгравшей более 70 ролей в кино и театре и работавшей со многими значительными режиссерами — Жан-Люком Годаром и Франсуа Озоном, Клодом Шабролем и Михаэлем Ханеке, Джозефом Лоузи, Хэлом Хартли и Робертом Уилсоном, меньше всего подходит определение «дива». Она воплощение европейского арт-хауса, противостоящего голливудской звездной системе, актриса скорее мастерства, позволяющего перевоплощаться в самых разных персонажей, нежели харизмы, неизменной в любой роли и у любого режиссера. И даже красота, которой наделены некоторые ее героини, скорее умение, нежели природные данные. В отличие от звезд голливудского типа у Изабель Юппер нет своего мифа, постоянного имиджа. Ее образ вне экрана — это как бы ее личное дело, и может показаться, что, покинув съемочную площадку, она вообще перестает быть видимой для камер.
Тем не менее на выставке в Манеже выясняется, что прославленные фотографы любят Изабель Юппер не меньше, чем известные режиссеры. Ее снимали буквально все, от патриархов вроде Анри Картье-Брессона до звезд современного искусства, таких как Нан Голдин. В актрисе их, похоже, притягивает способность точно воплощать их идеи и оставаться идеальной незнакомкой, которую никому не удается встретить дважды.
Перед объективом фотографа Изабель Юппер играет разные роли, так что, даже посмотрев две сотни снимков, сделанных с конца 1960-х и по наши дни, невозможно понять, как она выглядит на самом деле. Меняются возраст (причем не всегда в соответствии с указанными под снимками датами), стиль (вне зависимости от смены мод), цвет волос. И даже веснушки на ее коже то проступают, то бесследно исчезают. Со сделанного в конце 1960-х снимка Пенелопы Шовло на нас смотрит конопатый, с короткими вьющимися вихрами андрогинный подросток. Хельмут Ньютон, снимавший Юппер в 1970-х, в полураспахнутом халате и с распущенными волосами, сделает ее веснушки частью облика этакой почти прерафаэлитской красавицы. Йозеф Куделка увидит в ней парижскую инженю, на секунду остановившуюся на тротуаре, чтобы послушать аккордеониста. Ричард Аведон — эмансипированную интеллектуалку в кожаной куртке, посетительницу нью-йоркского богемного бара. Американская фотохудожница Нан Голдин, прославившаяся интимными слайд-фильмами из жизни богемных маргиналов, фотографирует зябко сидящую на скамейке в парке Юппер так, что трудно отделаться от мысли, что глаза под темными очками у кинозвезды уставшие, красные, обведенные темными кругами. У Роберта Уилсона она предстает в облике ослепительно непроницаемой Греты Гарбо.
Более или менее неизменным остается, пожалуй, только взгляд, которым Изабель Юппер смотрит в камеру,— настороженный и почти подозрительный, как у человека, который явно не хочет, чтобы ему бесцеремонно заглядывали в душу. Едва ли не лучшим произведением на выставке, переполненной работами звездных авторов, оказывается видео классика видеоарта Гэри Хилла. Актриса просто стоит перед видеокамерой, не зная, что именно ей нужно делать, и явно тяготясь тем, что ей нечего играть. Художник запускает видео одновременно на два экрана и с временным интервалом — и получается, что Изабель Юппер обменивается раздраженными и растерянными взглядами с самой собой. Наверное, мало с кем из своих знаменитых партнеров по сцене или экрану актрисе удалось сыграть столь же напряженный бессловесный диалог.
// Коммерсантъ