10 сентября 2009
Мраморный дворец
На выставке известного московского художника Леонида Ламма, с 1982 года живущего в Америке, представлены работы разных лет, начиная с уникальных графических абстракций середины 1950-х и до произведений видеоискусства, созданных в недавние годы. Перед нами концептуальный проект, тема которого — авторское представление о логике собственного творческого пути.
Ламм «коллекционирует» визуальные образцы всякого рода «коллективных действий», так или иначе ограничивающих свободу индивидуальности. Образцы эти далеки от прямого идеологического насилия, они представляют собой ситуации, в которых человек становится частью толпы, ряда или системы, отражаясь в массе себе подобных.
Один из залов выставки охвачен по периметру сплошной лентой многометрового фото-фриза. Отдельные кадры запечатлели различные «массовые сцены», основанные на принципе повтора или подобия людей, одежды, предметов, состояний, функций, жестов: строй солдат или колонна военных машин, кордебалет, хоккейный матч, религиозная процессия, стадо баранов. Унификация, существующая в реальной жизни различных общественных и корпоративных групп, усилена художественными средствами — монтажным удвоением фотографий, ритмическим рефреном одних и тех же сюжетов, единством визуального языка. Некогда величественный, полнокровный образ человека превращается в распростертую на полу схематичную, модульную (с нанесенными линиями и размерами) чисто «функциональную» фигуру, в упрощенный, общепонятный опознавательный знак, из тех, что, облегчают социальную навигацию (обозначают места перехода, наносятся на мусорные баки и т.п.).
На выставке также представлена абстрактная графика 1950-х годов, в свою очередь, «повторяющая» утраченные рисунки 1940-х, и их виртуальные двойники.