Сколько кризиса ни бойся, он все равно когда-нибудь закончится. А вот сохранятся ли памятники ему, которые появляются тут и там, словно грибы после дождя? Вряд ли, ведь сооружают их народные умельцы, а то и профессиональные скульпторы не из дорогостоящих материалов, а из эфемерных или быстро приходящих в негодность материй.
Так, еще 30 октября два скульптора в Нью-Йорке воздвигли ледяную скульптуру, посвященную кризису американской экономики. Ее установили в Манхэттене близ Уолл-стрита. Слово «Экономика», высеченное изо льда, высотой 1,52 метра, шириной 4,6 метра и весом в 680 килограммов, стало метафорой, основанной на игре смыслов.
Авторы памятника Нора Лигорано и Маршал Риз назвали его «Мелтдаун». Это слово одновременно означает «таяние» и «финансовый кризис». Памятник в буквальном смысле растаял в течение суток, как и подкошенная кризисом американская финансовая система.
«Вид тающего слова «экономика»– отражение экстремального времени», – объяснили Лигорано и Риз. Дата установки ледяной скульптуры тоже была выбрана неслучайно: 79 лет назад на фондовой бирже Нью-Йорка произошел беспрецедентный «обвал», ознаменовавший начало Великой депрессии.
Россияне тоже проявляют чудеса изобретательности по части памятников кризису. Например, во дворе одного из питерских домов неподалеку от Эрмитажа неизвестный умелец, соорудив монумент из пустых коробок из-под пиццы и опорожненных жестяных банок, водрузил его на клумбе вместо цветов. И табличками снабдил: «Кризис в голове», «руками не трожь!»
Прохожие тут же окрестили композицию памятником кризису, а экскурсоводы принялись водить к «столбу запустения» иностранцев – и он превратился в местную достопримечательность. Дворники решили пока не трогать скульптуру – пусть веселит народ.
Некоторые граждане нашей страны выступают даже с коммерческой идеей – запатентовать аббревиатуру «ПК» (памятник кризису) и печатать ее на этикетках дорогостоящих продуктов питания. Приходишь в супермаркет, а там таких вот памятников кризису – видимо-невидимо.
Купить их невозможно: цены уж больно кусаются, и остается ходить по магазину, как по музею монументального искусства.
Идея увековечения кризиса в юмористических скульптурах пришлась по душе многим отечественным юмористам. Михаил Задорнов даже объявил народный конкурс на лучший памятник экономическому катаклизму. И сатирика просто завалили проектами!
Один автор предлагает изваять голозадую статую Свободы, у которой в руке вместо факела – безмен, а на плече — исхудавший и облезлый, но гордый двуглавый орел с российского государственного герба. По мнению другого, кризис могут символизировать человечки, балансирующие на острие кинжала с рукояткой цвета американского флага.
Или сердце, пронзенное ножом-долларом. Или земной шар с глазами, из которых льются горькие слезы. Оригинальный подход – сделать символом мультяшную старуху Шапокляк с кошельком на веревочке. И с ее девизом: «Кто людям помогает, тот тратит время зря!»
А иногда экономический катаклизм заставляет настоящие памятники превратиться в «обманки». Так, в День города Славска Калининградской области власти пообещали открыть памятник колбасе. Публика приготовилась увидеть узнаваемую скульптурную композицию и уже гадала, будет это «Краковская» или «Докторская»…
И вот торжественный момент настал. Перед замершими горожанами появились трое молодцев, волочащих огромную связку колбасных палок. К ним были привязаны воздушные шарики. Мальчишки, пробравшиеся поближе, быстро выяснили, что и сама колбаса «начинена» воздухом.
Видимо, из-за финансовых проблем устроители Дня города, разрекламировавшие действо, в последний момент решили сэкономить на исходном материале и соорудили монумент из полиэтилена. Это ж проще простого, а стоимость – копеечная.
Чтобы скульптуру не растащили под вечер подгулявшие городские жители, ее запустили в небо, но резиновая колбаса застряла в кроне дерева. Вот такой получился антикризисный расколбас!
В толпе тут же заговорили, что более точный и убедительный памятник кризису придумать сложно. Из-за безудержного роста цен на продукты скоро о колбасе можно будет только мечтать!