Власти Москвы обвиняются в том, что они довели музей-усадьбу «Царицыно» до катастрофы
При реставрации музея-усадьбы «Царицыно» столичные власти грубо нарушили законодательство в области охраны памятников и защиты окружающей среды. В результате их действий погублен парк с редкими породами деревьев. Так считает член президиума Экспертно-консультативного общественного совета при главном архитекторе Москвы, вице-президент Академии художественной критики Алексей Клименко.
По словам Клименко, при реставрации в «Царицыно» было нарушено не менее 15 различных законов. В частности, речь идет о нарушении законодательства в области охраны природы и вырубке сотни тысяч различных пород деревьев и кустарников.
«Сейчас в «Царицыно» абсолютная катастрофа с точки зрения последствий. Царицынский парк просто убит, там вырублены сотни тысяч деревьев и кустарников, которые были совершено здоровы. Все, что там сделано с землей — это преступление», — цитирует РИА «Новости» слова эксперта. По его словам, биологи установили, что многие редкие растения, в том числе гибрид осины и белого тополя, были уничтожены и полностью исчезли из «Царицыно». Как заявил Алексей Клименко, при реставрации был нарушен основной мировой принцип по охране объектов культурного наследия. «На таких памятниках проводится только строгая научная реставрация, реконструкция категорически исключается, возможно только приспособление к современному использованию, но то, что сделано в «Царицыно» — это не реставрация, а реконструкция с элементами реставрации», — полагает Клименко.
Напомним, что проект реконструкции и реставрации музея-заповедника «Царицыно» в свое время был признан абсолютным победителем в конкурсе «Лучший реализованный проект 2007 года в области инвестиций и строительства». «Царицыно» задумывалось как подмосковная резиденция Екатерины II. Первоначально построенная Василием Баженовым усадьба не понравилась императрице и была снесена, а затем выстроена по проекту Матвея Казакова (доведена до перекрытий), но вновь не понравилась, была брошена и уже никогда не достроена. До 1880-х годов дворец был перекрыт железом, затем крыши сняли, и он превратился в руины, в этом состоянии простояв до 2004 года, когда министерство культуры передало его московским властям. Столичные власти решили достроить дворец по собственному проекту, что вызвало шквал негодования среди архитекторов и историков культуры. «Когда рядом с шедевром архитектуры появляется новое нечто в такой же стилистике, то тем самым обесценивается шедевр. Очень страшно появление рядом с шедевром клона, даже абсолютно похожего, так как он теряется. Не случайно Венеция в таком состоянии, Колизей в Риме, а в Москве, к сожалению, этого не понимают», — возмущается Клименко.