Еще никогда раньше не удавалось собрать вместе картины родоначальника русской пейзажной живописи Федора Матвеева. Третьяковская галерея сделала это, подготовив выставку «Федор Матвеев. Путешествие по Италии». В этом году исполняется 250 лет со дня рождения художника.
Творчество Федора Матвеева относится к тому времени, когда классицизм был еще юным и свежим направлением, а не тем закостеневшим, против которого, в конце концов, взбунтовались передвижники; к тому периоду, когда слово «пенсионер» обозначало не ушедших на покой стариков, а, напротив, молодых художников, блестяще окончивших Академию художеств и отправленных за счет казны совершенствовать свое мастерство в Италию.
Федор Матвеев уехал пенсионером в Рим. Из Италии он так никогда и не вернулся. Зато постоянно посылал на родину картины, осевшие потом в российских музеях. Это позволило сейчас собрать в залах Третьяковки пейзажи с бесконечными античными руинами и буйной средиземноморской растительностью. Потому-то выставке дали название «Путешествие по Италии», сообщает куратор проекта Светлана Усачева: «Вас ждет необычайно интересное путешествие. Действительно, пейзажи можно назвать сочиненными, их можно назвать идеальными, а вместе с тем это очень живые впечатления. Это то путешествие, которое вы можете совершить не только, любуясь роскошной природой Италии, но еще совершить путешествие в XVIII столетие. Его пейзажи привлекают своим разнообразием и множеством подробностей. Но они всегда требуют от зрителя неторопливого взгляда. Как в XVIII веке путешествовали, не торопясь, пешком, в карете, на осле, так и здесь — зрителя все время тоже как бы побуждают к этому неторопливому, тихому погружению в этот чудесный мир».
Для того чтобы такое путешествие оказалось успешным, в Третьяковке устроили целую образовательную программу. Слово заместителю директора галереи Марине Эльзессер: «Было высказано опасение, что выставка классицистического пейзажа, притом, что выставка очень красивая, очень эффектная, не привлечет широкого внимания аудитории. Мы поставили перед собой задачу придумать какие-то новые формы работы. Один специальный зал отведен под мультимедиа-шоу. Программа состоит из двух частей. Первая часть демонстрирует реальные фотографии итальянских видов, и даем возможность нашим посетителям сравнить фотографии реальных пейзажей с тем, как изображал Федор Матвеев. А вторая часть этой мультимедийной инсталляции другого рода. Дело в том, что композиции Матвеева обладают такой необыкновенной целостностью, но при этом, если мы будем рассматривать отдельные фрагменты его картин, то они обладают всеми качествами законченных произведений. Поэтому мы предлагаем в ходе этого мультимедиа-шоу понаблюдать над таким эффектом картины в картине, когда мы выбираем некий фрагмент, мы его увеличиваем, и произведение выглядит, как совершенно самостоятельное, законченное».
Федора Матвеева высоко ценили при жизни, но после его слава угасла. Незаслуженно — удалось доказать устроителям ретроспективной выставки.