В резиденции Sotheby`s в Нью-Йорке открывается выставка из коллекции миллиардера Стивена Коэна. Она называется коротко и конкретно — «Женщины».
Коллекцию искусства ХХ века, которой обладает Стивен Коэн, сделавший себе состояние на хеджевых фондах, можно назвать легендарной. Даже приблизительная ее оценка вызывает головокружение — в последние два-три года Стивен Коэн тратил на искусство не менее $200 млн каждый год, а то и побольше. Известно, что он купил: «Физическую невозможность смерти в сознании живущего» (тигровую акулу в формальдегиде) Дэмиена Херста за $8 млн, полотно Виллема де Кунинга «Женщина III» за $137,5 млн. И был готов купить у Стива Уинна «Сон» Пабло Пикассо за $139 млн, да незадачливый владелец проткнул холст локтем. И это только малая часть — за последние 10 лет Стивен Коэн не выходил из десятки самых влиятельных коллекционеров мира и из списка самых богатых людей по версии Forbes. При этом состав коллекции миллиардера во многом остается тайной — он одалживал некоторые работы музеям, но специальных выставок не устраивал никогда. И вот теперь на 10-м этаже главного здания Sotheby`s в Нью-Йорке, над муравейником аукционных, выставочных залов и комнат для частных просмотров покажут 20 произведений, объединенных названием «Женщины».
Такая незатейливая концепция могла бы вызвать иронию, если бы не уровень выбранных для выставки вещей. Родилась идея во время ужина в доме Стивена Коэна, на который был приглашен топ-менеджмент Sotheby`s. Тобиас Мейер, глава отдела современного искусства, сидел за столом так, что видел одновременно и «Отдых» Пабло Пикассо (висевший в столовой), и «Бирюзовую Мэрилин» Энди Уорхола (над камином в гостиной). «Почему бы нам не сделать выставку картин из вашей коллекции с изображением женщин?» — спросил он хозяина. «Я не думал об этом раньше,— ответил Стивен Коэн.— Давайте». Позже он уточнил специально для журналистов: «Это не способ подороже продать мои картины». А в Sotheby`s объяснили свою позицию: в период кризиса общедоступная выставка — прекрасный способ поддержать интерес к коллекционированию искусства.В
Выставленные картины и скульптуры — это искусство ХХ века с небольшим заходом в XIX и XXI века. Самая ранняя картина — «Молодая крестьянка» Винсента Ван Гога 1890 года. Самая свежая — «Дипломированная медсестра» Ричарда Принса 2002 года.
«Мадонна» Эдварда Мунка (1895-1897; приобретена в 1999 году за $11,5 млн) — это, конечно, не женщина, а чистый дух. Это символ меланхолии или даже смерти; ее темные волосы вьются, как змеи, а глаза на бледном лице закрыты. «Портрет женщины» Поля Сезанна (1900), напротив, воплощенная телесность. «Обнаженная на голубой подушке» Амедео Модильяни 1916 года — одно из самых великолепных полотен художника: тело нагой натурщицы так идеально-прекрасно, что становится знаком, иероглифом красоты. В похожих позах — закинув руки за голову и сплетя ноги — сидят бронзовые обнаженные Анри Матисса. Тут работают не линии живописца, а массы и объемы скульптора. «Большая сидящая обнаженная» (1922-1929) с трудом балансирует, откинувшись на своем постаменте.
Выбранные для выставки три работы Пабло Пикассо относятся к 1930-м годам. Одна возлюбленная художника Мари-Терез Вальтер превращена им в соблазнительного осьминога, закинувшего голову в экстазе. Написанная в тот же сюрреалистический период Ольга Хохлова («Отдых», приобретен в 2006 году за $34,7 млн) похожа на яркую морскую звезду. А несчастная Дора Маар, почему-то провоцировавшая художника на деструктивные приемы, будто разбита на сотни мельчайших осколков и собрана вновь.
На выставке будет и та самая «Женщина III» американского абстрактного экспрессиониста Виллема де Кунинга, приобретенная за $137,5 млн. Наверное, это самая дорогая женщина в мире. Неизвестно, за сколько была приобретена «Антропология синей эпохи» Ива Кляйна 1960 года, но она заслуживает многого. Ведь это одно из тех полотен, которые художник создавал, прикладывая к холсту тела обнаженных и покрытых синей краской натурщиц. Роберт Раушенберг в начале своей картеры поп-артиста тоже использовал реальное тело — своей жены, которую он прикладывал к фотобумаге и засвечивал («Сью», 1950). «Танцовщицы» Герхарда Рихтера (1966) как будто перенесены художником с экрана черно-белого телевизора, на котором из-за помех и силуэт-то не разглядишь. Зато на «Портрете Розы» Люсьена Фрейда (1978-1979) разглядеть можно абсолютно все — и волосы под мышками, и мозоли на пятке.
Все эти шедевры главных модернистов прошедшего столетия, использовавших женщин для воплощения своих художественных принципов и оттачивания своих художественных средств, будут общедоступны в Нью-Йорке до 14 апреля.