В петербургском Центре книги и графики походит выставка «Исчезающий Петербург» — городские пейзажи, большинства из которых уже нет, хроника разрушения старого города.
Эта выставка — совместный проект художников, галеристов и Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. Известные художники представили свои пейзажи. Вот веселая, пестрая Фонтанка Завена Аршакуни, вот город Александра и Ольги Флоренских, вот город «Митьков» — Владимира Шинкарева и Виктора Тихомирова, и многих, многих мастеров. Для каждого из них источником вдохновения радости являлись и тополя на Васильевском, которых теперь нет, и скверы, ныне вырубленные, и окна старых домов, разрушенных инвесторами, для которых все это — лишь помеха для победоносного вложения денег. Выставка тонко и точно продумана, чуть ли к каждому пейзажу подобрана трагическая рифма — работы таких известных фотохудожников, как Александр Китаев или Вили Усов, где запечатлены скандально известные разрушения, вроде квартала на углу Невского и улицы Восстания, или неизвестные — зияющие окна, разбитые стены. Фотографии сделаны так, что каждому ясно: гибель старого дома — это и есть гибель города.
Говорит куратор выставки Татьяна Соловьева: «За последние годы мы теряем наш город целыми кварталами, районами. Изменяются уже привычные глазу и такие дорогие сердцу петербуржцев виды города, так как строятся очень высокие современные здания. И эта выставка — это крик души художников, фотографов, которые не могут оставаться равнодушными. Если за годы блокады на Невском два здания пострадали, то за последние два года — целых пять».В выставке участвуют 88 художников разных школ, направлений, возраста, многие уже вошли в энциклопедии современного искусства. «Здесь еще фотографии, выполненные движением «Живой город», тех разрушений, которые имели место, — говорит Татьяна Соловьева. — Сегодня было очень много людей зрелого поколения, переживших блокаду, и они подходили и мне говорили: «Жалко, что не написаны годы. Это, наверное, в годы войны снято, в годы блокады…» Я говорю: «Нет, это 2008 год». — «Как?!» — «Да, это 2008 год!» А им казалось, что это военная хроника представлена здесь».
Две работы я бы назвала символами выставки. «Уплотнительная застройка» Анатолия Заславского — вид из мастерской художника на Петроградской стороне: на месте крохотного скверика люди в оранжевых касках возводят новый дом, железная арматура тянется все выше и скоро заслонит окно. Вторая работа — фотография Владимира Анферова «След от дома»: дом снесли, а на соседнем брандмауэре осталась тень — тень дома, тень города…