Портрет неизвестного с серыми глазами. ТицианВ ГМИИ имени Пушкина привезли «Портрет неизвестного с серыми глазами» Тициана из флорентийской галереи Палатина в палаццо Питти. Знаменитый «Неизвестный» прибыл по случаю визита в Россию премьер-министра Италии Сильвио Берлускони, который отменился в последний момент из-за землетрясения в Абруццо. Посочувствовав итальянцам, АННА Ъ-ТОЛСТОВА обрадовалась, что визит «Неизвестного» не был отменен.
В палаццо Питти есть два портрета, которые обязательно попадутся вам даже в самой тоненькой всеобщей истории искусства: «Донна Велата» Рафаэля и «Неизвестный» Тициана. Официально он теперь называется «Портрет неизвестного с серыми глазами», хотя после того, как лет десять назад картину основательно почистили, сняв старый лак, стало видно, что у ее таинственного героя — самые синие (и самые прекрасные) глаза во всей мировой живописи.
Незнакомец и сам прекрасен не столько статью и неброской, утонченной красотой патриция, сколько своей погруженностью в философическое раздумье, как будто в синеве его глаз отразилась синева нездешнего, идеального мира. Синие глаза — главный акцент в этом восхитительно сдержанном в колорите и композиции полотне. Фигура в темном одеянии выступает из ниши, отбрасывая тень на сероватую стену, жесты ее скупы: одна рука властно уперта в бок, другая — сжимает перчатку; только глухой блеск массивной золотой цепи да белизна прозрачных кружевных манжет и воротника оживляют мрачный наряд. И все это невеликое разнообразие цветов и деталей сведено в гармонию общей, прозрачной и словно звенящей атмосферой, как будто бы мысли, поглотившие молодого человека, наэлектризовали воздух вокруг. Аристократическая изысканность тициановской живописи здесь замечательно соответствует аристократической изысканности модели. А в том, что перед нами аристократ и интеллектуал, усомниться невозможно.
Кем только не называли прекрасного незнакомца. Полагали, что это Пьетро Аретино, сатирик, памфлетист, политический интриган, шантажист, праотец журналистики и близкий друг художника. Или что это урбинский герцог Гвидубальдо делла Ровере — тот, что заказал Тициану написать обнаженную Венеру (известную ныне как «Венера Урбинская») в качестве свадебного подарка (а может быть, инструкции) своей невесте. Или что это пармский герцог Оттавио Фарнезе — на другом знаменитом портрете Тициан изобразил его вместе с дедом, папой Павлом III, и братом, кардиналом Алессандро Фарнезе. В неизвестном видели то феррарского юриста Ипполито Риминальди, то сэра Говарда, герцога Норфолкского, отсюда еще одно название картины — «Молодой англичанин».
В общем, искусствоведы так и не нашли оригинала, тогда как любому киноману ясно, что Тициан намеревался запечатлеть Даниэля Ольбрыхского времен «Пейзажа после битвы». Нет также единства среди ученых и относительно времени создания портрета. Одни считают, что он написан в начале 1520-х, когда Тициану было примерно столько же, сколько изображенному на картине: немного за тридцать. Другие, что портрет относится к 1540-м, периоду тициановской зрелости.
Однако сколько бы вопросов ни оставалось открытыми, нет сомнений в том, что все синьоры Тинторетто, все кабальеро Эль Греко и Веласкеса, все философы Рембрандта, все лорды Ван Дейка равнялись на этого неизвестного синеглазого человека. И это значит, что затасканное слово «шедевр» здесь более чем уместно.