Во вторник в Москве, на Тургеневской площади, был открыт памятник выдающемуся русскому инженеру и архитектору Владимиру Шухову. О том, почему памятник знаменитому инженеру появился в России только сейчас и о том, чем занимается фонд Шухова, в эксклюзивном интервью каналу «Вести» рассказал правнук архитектора – Владимир Шухов.
— Владимир Федорович, мы сейчас вами беседуем у представительства одной очень известной российской нефтяной компании. Наверное, немногие знают, что имя Владимира Шухова связано во многом и с нефтяной промышленностью. Он был изобретателем не только своей знаменитой Шуховской башни, но он так же изобрел, например, первый российский нефтепровод, первую российскую установку для крекинга нефти. Какие еще изобретения принадлежат Шухову?
— Вы знаете, диапазон творчества Шухова настолько велик, что в таком коротком репортаже его передать нельзя. Для нефти он сделал очень много, потому что самое главное его достижение – это непрерывный крекинг нефти, то есть это получение бензина из сырой нефти путем непрерывной перегонки. Почему это было очень важно? Потому что Россия получила на какое-то, по крайней мере, время приоритет в этой области, а иначе нам пришлось бы всегда покупать патенты на производства бензина, например, у тех же Соединенных Штатов. Так что это было очень важно. Он спроектировал нефтеналивные баржи, которые ходили по Волге. Принципы, которые он туда заложил, по настоящее время используются в танкерах, которые ходят сейчас по всему миру. Потом, он был основоположником теории расчета резервуаров для хранения нефти. Если взять Арабские Эмираты, Соединенные Штаты – мы видим эти цилиндры. Это все запатентовано было Шуховым. Это только часть его творческой деятельности, связанная с нефтью.
— Владимир Шухов был изобретателем первых стальных конструкций в мире. И вот этот метод сейчас очень популярен на Западе. Один из самых больших его поклонников – это Норманн Фостер. Так ли это?
— Вы совершенно правы, потому что, к сожалению, Шухов за границей известен больше, чем даже у нас, в России. Потому что те основы, которые он заложил, это были основы сетчатых оболочек. Это все, как раз, Шуховская башня, перекрытия ГУМа, перекрытия музея Изобразительных искусств имени Пушкина – то есть, масса конструкций, которые он сделал. Это дебаркадер Киевского вокзала, это всё – сетчатые оболочки. Он эту теорию обосновал. Он их применял разные: вогнутые оболочки, выгнутые оболочки. И на каком-то этапе многие даже не поняли, насколько это важно. И уже на рубеже XX–XXI веков ведущие архитекторы мира зацепились за эту идею. Сейчас, например, в Гуанчжоу в Китае строится 650-метровая башня. И там – то же самое. Вся конструкция, сами принципы – шуховские. Китайцы с гордостью говорят о том, что они – продолжатели традиций Шухова. В Дохе, это Арабские Эмираты, то же самое, 400-метровая башня. Перекрытия Британского музея Норманн Фостер – шуховские сетчатые оболочки. Сейчас он нам предлагает проекты: башня «Россия», «Хрустальный остров» в Нагатинской пойме. Норманн Фостер говорит, что Шухов – его самый любимый архитектор, самый любимый инженер. И он его последователь. К сожалению, в России пока никто из инженеров, из конструкторов, архитекторов разработки Шухова не использует.
— Первая ассоциация, которая возникает в связи с Шуховской башней, это другая башня – Эйфелева. Но многие инженеры, многие специалисты по архитектуре утверждают, что Шуховское изобретение гораздо совершеннее французского?
— Да, это было очень интересно. Я был на выставке в Париже. Выставка в центре Джорджа Пампиду. Выставка называлась «Искусство инженерии». И хотя все это происходило в Париже, и хотя там Эйфелева башня, но все равно, логотипом выставки, и как бы венцом творения инженерной мысли, инженерного искусства, была Шуховская башня. Это было безумно приятно.
— Это первый памятник инженеру в России. Как вам кажется, почему инженеры ни разу не удостаивались такой чести? И кому бы еще можно было поставить памятник?
— Я думаю это связано с тем, что, конечно, все равно, в основном, все любят публичных фигур, то есть поэтов, художников. Инженеры, как правило, достаточно скромные труженики, которые делают свою работу. И поэтому, конечно, столько популярности у них нет, даже если они сделали очень много. И потом, еще в России всегда есть такая нехорошая привычка замалчивать своих героев. Потому что Эдисон, который сделал значительно меньше, известен по всему миру. Шухова, который сделал значительно больше, мы не знаем. Кто еще будет удостоен – сказать очень сложно, потому что сейчас есть памятник инженеру. Первый в России. И это – прецедент. Конечно, общественность может предлагать варианты, но я думаю, что в каждом конкретном случае это должно решаться особо. Потому что Шухов – инженер номер один. Памятники, видимо, ставить надо, памятные знаки каким-то достижениям, но всю страну уставлять памятниками, наверно, не стоит.
— Уже несколько лет существует фонд имени Владимира Шухова. Чем он занимается, для чего он был создан?
— Фонд Шухова был создан для того, чтобы как раз инженеры, ученые, которые, к сожалению, незаслуженно забыты, чтобы сохранить о них память, их творческое наследие было сохранено. И на основе этого творческого наследия можно будет воспитывать новое подрастающее поколение. Потому что человечество выбрало свой путь – путь технического развития. И поэтому, конечно, та страна, у которой будет приоритет в области техники и науки, будет всегда впереди. Сколько бы не было у кого природных богатств, денег, но все равно мозги, интеллект – это основное достояние. Поэтому фонд как раз пропагандирует вот эти достижения, чтобы это не было забыто и служило делу воспитания молодого поколения. Мы очень плотно работаем с учебными заведениями: с Бауманским институтом в Москве, с Белгородским институтом политехническим. Кстати, он носит имя Владимира Григорьевича Шухова. Потом мы учреждаем какие-то наши небольшие гранды, премии, проводим конкурсы среди школьников, среди студентов. Сотрудничаем мы и с достаточно крупными российскими компаниями, которые производят металл, занимаются добычей, переработкой природных ресурсов, чтобы они тоже больше внимания и денег вкладывали в популяризацию науки и техники.
— За более чем 80 лет своего существования Шуховская башня ни разу не реставрировалась. Насколько она сейчас нуждается в реконструкции и в каком она состоянии сейчас находится?
— Тут есть несколько аспектов. Во-первых, Шухов всегда очень хорошо все рассчитывал, очень большой запас прочности. Во-вторых, когда эта башня строилась, получилась такая «смешная» история: в стране не хватало металла, и металл на строительство башни нашли только тот, который был. Металл был не очень хороший, в нем было большое содержание фосфора, но башню Шухов, в общем, построил все равно. Он любые задачи мог решать. Но, с другой стороны, это большое количество фосфора башню спасло, потому что она не столь сильно подвержена коррозии, но вы правы, что башня ни разу не реставрировалась полностью за время своего существования. Был небольшой косметический ремонт ее усиления, укрепления, не самым лучшим образом проведённый. Потому что шуховскую разработку, подвижность основы башни, которую он заложил, эти подвижные элементы кто-то решил, что так будет лучше и крепче, если их забетонировать. То есть весь принцип был нарушен. Поэтому сейчас вопрос стоит о том, что самое главное – провести полную экспертизу с привлечением самых лучших отечественных и зарубежных специалистов. Понять, что надо с башней делать. И, конечно, убрать оттуда вот все бесконечные постройки и пристройки. Потому что это то же самое, что Кремль и Эйфелеву башню застроить какими-нибудь фабриками, заводами, неизвестно чем, огородить колючей проволокой и сказать: да, вот там находится Эйфелева башня. Это – глупо. Это, на самом деле, богатство, богатство города, богатство страны. Символ замечательный страны: это сводки военных лет, первые пятилетки, голубые огоньки. Должен быть доступ – специалисты зарубежные очень интересуются этой башней. Конечно, хорошо бы, чтобы это все получилось. Мы хотим там сделать Шуховский центр для пропаганды всех этих вещей, идей. Там бы можно было проводить выставки, семинары, конференции, с бизнес центром, с рекреационной зоной. Это было бы современно, это было правильно, это приносило бы деньги городу и славу стране.